Прогулки по осенней Франции
Доброе утро романтики. Романтики – это потому что сейчас наступила пора глубокой осени, а это время, которое привлекает натуры романтичные, поэтичные и сентиментальные. Вот уж поистине прав поэт – ну тот, что «наше всё» – помните:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.
Ну, «чахоточная дева» у меня для этого клипа такого слова не нашлось, но есть её образ – похоже, да? И далее, помните:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Туры во Францию
Стоп, батенька, остановитесь. До морозов ещё – слава господи – у нас в матушке России ещё дело не дошло, но наша осень уже промозглая, дожди сменяет сырой снег, а так хочется вернуть на мгновение бабское – ой простите – бабье лето. С нашей программой вам это сделать вовсе несложно. В старушке Европе оно – бабье лето – ещё в самом разгаре. Так что нынче у нас прогулки по осенней Франции!
Романтики – за мной, но учтите что Франция – это блюдо для истинных гурманов. Причём Франция традиционно относится к разряду высокой кухни. Но я надеюсь, что даже отведав крохотный ломтик Франции, вы получите настоящее желание распробовать это блюдо полностью, а не частично. Ну, а для того, чтобы вам не стало плохо от переедания, давайте начнём нашу трапезу с небольшой закуски – с Нормандии.
Прокат Авто во всех городах Франции
Итак, первой нашей остановкой будет пригород Парижа, а именно небольшое местечко Живерни. Если будет желание отправиться по нашим следам в путешествие по Нормандии и Британии, то советую вам запомнить это название – Живерни. Или же запишите в блокнотик – Живерни. Если же вы будете только в Париже и при этом ограничены в средствах, то вам вовсе не стоит заказывать из Парижа дорогущий трансфер, а достаточно всего лишь усесться в поезд на вокзале Сен-Лазар, который едет до пригорода Парижа. Удовольствие от поезда будет неописуемое, а кроме того, вы всего лишь за пару копеек буквально через тридцать минут окажитесь в Живерни.
Живерни трудно называть маленьким городком, скорее это небольшая, но прекрасная деревня, расположившаяся на отлогом берегу Сены. Населяет Живерни всего лишь пятьсот сорок человек. Самое удивительное, что большинство местных жителей, почему то огненно-рыжие, как например, вот этот златокудрий ангел с пламенеющей шевелюрой под стать местной рябине. Живерни – это культовое место, ведь именно здесь расположена усадьба Клода Моне.
Экскурсии во Франции
Моне – это великий художник импрессионист, ну это знают все. Но вот известно ли вам, что Клод Моне был истинным французом? В том смысле, что он любил вкусно покушать, а главное – очень много. Если один средний француз в год примерно съедает: сто десять килограмм мяса, сыров двадцать три килограмма, хлеба шестьдесят три килограмма, а также выпивает восемьдесят один литр вина, то славный Клод Моне потреблял еды в целых 3 раза больше!
Да, Моне был изысканным гурманом, ему готовила великолепная кухарка, которую звали Маргарита, она тоже была художницей в своём деле – ну в плане готовки. Даже сам Моне всегда говорил, что свою жизнь и своё творчество он подразделяет на период «до Маргариты» и на период «после Маргариты». Да, крупный был мужчина Моне, а прожил, вопреки своему чревоугодию, целых восемьдесят шесть лет! Моне жил с 1840 года по 1926 год. Так что прав был генерал в российском фильме «Особенности национальной рыбалки», который говорил, что «от бескультурья все болезни». Поэтому человек, чьи полотна представлены в лучших музеях всех стран мира, никак не мог быть «бескультурным».
Клод Моне прожил в Живерни около сорока лет, здесь же настигла его и смерть. У Клода Моне было два ребёнка, а ещё он был знаком с одним меценатом по фамилии Ошеде. У знакомого мецената была жена, которую звали Алиса. Кстати говоря, меценат тем отличается от спонсора, что это имущий человек, но безвозмездно и бескорыстно оказывающий помощь. В нашем случае меценат помогал художнику материально для того, чтобы тот мог создавать свои гениальные произведения. Моне же был очень «благопристойным» художником, и в «благодарность» к меценату увёл от него его жену. Ну, впрочем, возможно Ошеде был этому и рад, так как известно, что вместе с Алисой Клод Моне взял на воспитание шестеро её детей. Не забываем, что у Моне и своих детей было ещё двое... Ну, вот и прикиньте, а – вы прокормите восемь детей?
В дальнейшем Клод и Алиса зажили счастливо. Счастливая жизнь, наверно, уже редкость для нашего времени. Главной гордостью дома Моне считается его красивейший сад, который он рисовал в своих работах, причём, даже не выходя из усадьбы. Для полного Моне это было находкой, потому что как сказал его друг и собутыльник Ренуар: «Пейзажная живопись не является искусством, это – спорт». Ренуар подразумевал, мол, сколько надо на себе тащить причиндалов, выходя на пленар. А здесь – распахнул себе дверь из комнаты, да и рисуй картины на здоровье.
Сад Живерни по праву считается чудом каким-то. Находясь в саду, куда ни посмотри, всюду видны сюжеты законченных композиций. Несмотря на многих бедных коллег импрессионистов, Моне далеко не был беден. Жил художник хорошо, но богатство ему принесли американцы – именно они самыми первыми во всём мире начали скупать его картины. А у французов имеется одна забавная черта характера: при всей своей жадности, когда они увидели, что какие-то неоценённые ими работы, начинают нравиться другим – в частности американцам – то они тоже начинают думать. Задорнов конечно прав – американцы они конечно «тупые», но видимо в этом парадоксе покупок действительно что-то имеется.
Впрочем, местные жители не очень-то любили своего соседа – Моне – наверно, они просто не знали, что в будущем за картины этого художника на аукционах будут платить десятки миллионов долларов всего за одну работу. Впрочем, некоторые картины Моне можно приобрести и довольно дёшево – например, в специальном магазине при его Усадьбе. В магазине очень даже доступные для обычных людей цены. Жалко только, что это копии либо постеры, но хорошо исполненные, и где-нибудь в Оклахоме, позвав соседей на вечеринку их вполне можно выдать за «подлинники».
Особенной популярностью у туристов из США традиционно пользуются сумочки, расписанные – ну как они считают – рукой самого художника. Вот волшебная природа, прямо так и хочется закричать: «Люди! Любите природу – мать вашу!», будьте наблюдательны и тогда многое в природе вам откроется с удивительных сторон. И Британия, и Нормандия в этом плане – это целый кладезь подобного волшебства природы. Именно в этих местах, куда ни направь объектив фотокамеры – непременно попадаешь на красивейшую композицию. Самое интересное, что ничего не надо менять – природные композиции здесь сами по себе живописны.
Конечно, говоря о каком-либо пейзаже, или даже об улочке или доме, что они живописны – это в каком-то плане говорить самую простую банальность. Впрочем, этим я нередко и пользуюсь. У меня ведь что ни окрестности, то непременно живописные, и дело здесь не только в моём убогом словаре, сколько в многообразии действительно живописных пейзажей в тех краях, что я посещаю. И обратите, пожалуйста, внимание на загородные дома бритонцев: как они бережно сохраняют старинную архитектуру своих домов!
В этих древних домах на самом деле умирали и появлялись на свет многие поколения их предков, и что меня ещё затронуло – это обустроенность многих сельских домов. Дома выглядят ухоженными даже если в них никто постоянно и не проживает. Дома в Живерни стоят безо всяких заборов и оград, причём все эти дома буквально утопают в цветах. В какой-нибудь нашей деревушке Гадюкино, если дома и утопают, то совсем не в цветах, а в чём-то другом – это, разумеется, печалит и смешит и злит одновременно.
Кстати, даже коровы у нас совсем другие – не похожие на здешних коров. Бритонские быки какие-то грустные, но спокойные, а местные бурёнки мохнатые и весёлые – это особая порода, которая даёт удивительно вкусное молоко. Из этого молока производят знаменитые во всём мире французские сыры. Узнав меня, надеюсь, что не по запаху, а по лицу, коровы меня радостно приветствуют возгласом: «Му-у наш дядька»! А я ей в ответ: «У-у, ты какая»!
Ну вот, мои дорогие, мы и добрались до менгиров. Какие такие менгиры? Да вот такие вот загадки. Они ведь не являются надгробьями. Из-за отсутствия «инструкции по применению», которую могли бы, конечно, оставить нам их создатели, мы – учёные и исследователи – осторожно манипулируем несколькими гипотезами. Теория, автором которой являюсь я, т.е. это единственная и правильная теория, она предполагает, что это атрибуты какого-то лунного культа. Лунный культ был довольно распространён среди наших древних и языческих предков.
Такова моя теория, а вот с чем вы наверняка согласитесь, это то, что душа Британии не в городах, как бы эти города и не были привлекательны. Душа Британии именно в сельской глубинке или в рыбацких деревнях побережья – именно здесь и сохранился истинный дух Британии. Детей в Британии воспитывают дедушки и бабушки, а родители заняты работой. А это вот – местные сувениры. Таких сувениров нигде больше нет, только здесь их делают и продают.
Для многих поколений город Руан как будто вечно связан с бессмертным циклом картин Клода Моне, которые посвящены Руанскому Собору. Ещё Руан можно связать с печальным символом Франции и самого города – с Жанной д’Арк, которую сожгли здесь на площади. Вот к этим-то символам, с первыми рассветными лучами я и отправился.
Ранним утром, улицы любого города – даже самого порочного города – похожи на детские лица, которые открыты миру после сна. Эти лица доверчивы, и похожи на глаза собаки, лица городов полны радости жизни, и сквозь сонное томление уже пробуждается энергия и оптимизм и даже ожидание чуда – ведь в детстве каждое утро становится предвкушением праздника от открытия мира. Вот этим мы – взрослые – и отличаемся от детей.
Утром, чтобы увидеть Собор, который посвящён Жанне д’Арк, нужно пройти через рынок. Эта площадь так и называется – Площадь Старого Рынка. Видимо, рынок был здесь всегда, и всё же на наш – российский – взгляд, такое соседство удивительно. Потому что часть рынка располагается под крылом довольно необычного Собора. Этот Собор напоминает толи парусник, толи какой-то необычный «космический корабль». Именно здесь – на этом самом месте – 30 мая 1431 года сожгли Жанну д’Арк! В дань памяти о несгибаемой воле Жанны на площади соорудили крест и возвели эту современную Церковь-«парусник».
На Жанне д’Арк сегодня не делают деньги только ленивые. Образ Жанны д’Арк представлен в сувенирах настолько, насколько хватило фантазии, а фантазии – как я убедился – хватило с излишком. Вот например, здесь есть кондитерская лавка со сладким названием «Слёзы Жанны д’Арк». Очень «сладкое» название, а продают здесь шоколадные деликатесы, причём по немыслимой цене. На моё изумление продавщица простодушно сказала: «Месье, так ведь слёзы Жанны д’Арк и должны стоить дорого».
А вот буквально с другой стороны дороги расположился американский предприниматель. Сейчас он как раз с сигарой, а раз сигара, значит американец – он решил открыть закусочную, в которой будут барбекю под названием «Жанна». Барбекю видимо в память о сожжённой деве. Пока ему дали отказ, прости его Жанна ибо «не ведают они, что творят». Старая часть города застроена фахверковыми домами. Такие дома по-детски разлинованы в полоску, в крестик, в клеточку. Прямые наклонные бруски крепили к каркасам стен, а проём между дощатыми перегородками глиной или щебёнкой.
В городе Руане есть и свой местный «Писающий мальчик». Хотя чего уж так гордиться этим фактом? Вот у нас в России по улицам городов таких мальчиков можно встретить уйму. Причём все писать будут, конечно, вряд ли на улицах, но в подворотнях норовят. Улица старых часов сделана специально для пешеходов, она приводит к Собору. По этой улице довольно часто ходил Гюстав Флобер, который родился здесь, и именно здесь он частенько думал, как ему «получше» умертвить госпожу Бовари.
Со двора Церкви Сен-Маклу можно увидеть на её стенах жуткие барельефы – они сооружены в честь памяти о времени, когда сюда привозили обречённых людей, умирающих от чумы. Здесь они в страшных страданиях испускали последний вздох. Однако, вот мы и добрались до Собора, который гордо возвышается над зажавшими его в кольцо, средневековыми и довольно узкими улочками.
Сооружать Собор начали ещё в XII веке, но строительство продолжалось более трёхсот лет! Впрочем, такой срок для такого великана, в общем-то, и не считается сроком. Фасад Собора достаточно сильно пострадал от пожаров и от бомбардировок союзников во вторую мировую войну. Союзники с огромной ожесточённостью рушили нормандские города, превращая их в пепелища. В цикле стихов «Руандский Собор» у Максимилиана Волошина есть такие строки:
Небо в перьях — высится и яснится…
Жемчуг дня… Откуда мне сие?
И стоит собор — первопричастница
В кружевах и белой кисее.
Гаснет день. В соборе всё поблёкло.
Дымный камень лиловат и сер.
И цветами отцветают стёкла
В глубине готических пещер.
Одни путеводители относят этот Собор к ранней готике, другие – к поздней готике, но какая нам с вами разница? Главное что, и в этом сходятся многие, этот Собор куда выразительнее своего тёзки – Парижского Собора Нотр-Дам.
Этим камням, сложенным с усильями,
Нет оков и нет земных границ!
Вдруг взмахнут испуганными крыльями
И взовьются стаей голубиц.
Улицу старых часов, по которой с самого утра мы пришли к Собору, уже ближе к середине дня постепенно заполняют многочисленные туристы. Улица больших часов, вернее сами большие часы, это вторая после Собора визитная карточка города. Дарю эту визитную карточку вам на память!
Я вас тут мучаю поэзией, историей, изнуряю именами импрессионистов, а ведь большинство людей интересует совсем другое, и вот этим трём зрителям я сообщаю: да, недвижимость в Нормандии и в Британии продаётся, причём любая. Можете выбрать. В каждом городке есть такие вот стенды с фотографиями жилища и со стоимостью. Цены от 145 000 евро за такой вот домик и до бесконечности. Средняя цена от 200 и до 500 тысяч евро.
Замки зашкаливают за отметку 2 миллионов евро, причём мы ночевали в одном из таких вот замков. Я подружился с одним из его владельцев, а хозяйская кобыла в меня откровенно влюбилась безответной любовью. Ну что же? У неё хороший вкус. Наверно, чья та женская душа обитает в этой лошади. Ах, как много в жизни трагических несовпадений.
На сегодня всё, расстанемся на неделю, чтобы успеть соскучиться друг по дружке. Всем романтикам счастливо и пока! Ваш месье ДК. Дмитрий Крылов.
ООО «Путевые советы» по заказу ОАО «Первый канал», Россия, 2008 год.