Карты
Фильм Талибан Тур Часть 6 – Россия в Афганистане
АРО ООО «Российский Союз Ветеранов Афганистана» и АОО ВООВ «Боевое Братство» при поддержке Фонда «Петропавловск» представляют…
Небольшой фильм на русском языке, рассказывающий про ветеранов войны в Афганистане, которые из Амурской области вновь отправились в места своей боевой славы, но в этот раз – уже просто как туристы.
Талибан тур по современному Афганистану – на этот раз группа туристов из Амурской области передвигалась по Исламской Республике исключительно на автомобилях. Поэтому мы проехали по многим дорогам. Афганские дороги – одни из немногих вещей, которые существенно отличаются от недавнего прошлого страны. Очень хороший асфальт на основных трассах, на фоне повсеместной бедности и безысходности – всё это вызывает не очень приятный контраст, тем более что дороги ремонтируются вовсе не из-за желания стран НАТО помочь многострадальному народу, всё гораздо проще – такие дороги нельзя заминировать. Плюс ко всему – такие дороги позволяют оперативно перебрасывать войска. Всё же остальное иностранных военных совершенно не интересует.
Вячеслав Некрасов (специалист по Афганистану): Россия выражает готовность отремонтировать многие построенные в своё время предприятия, в том числе и важные для экономики страны объекты. И вот в этих вопросах есть здесь жёсткое внутреннее противодействие со стороны, прежде всего, Соединённых Штатов Америки. Всё это делается затем, чтобы Россия больше не проникла сюда в крупных экономических масштабах.
Советский Союз оставил Афганистану в наследство более 142 промышленных и инфраструктурных объектов, которые обеспечивали 65 % ВВП страны. Среди них – тоннель через перевал Саланг, Джелалабадская ирригационная система, самая мощная ГЭС страны – Наглу, а также аэропорт в Кабуле, автотрасса Кушка – Термез – Кандагар, Политехнический институт. Конечно, очень многое было разрушено во время войны, но советские энергетики даже под обстрелами восстанавливали энергообъекты. Сегодня России в Афганистане практически нет, и реконструкция ГЭС Наглу – это, наверно, единственный объект, где Российская компания смогла выиграть тендер. Теперь они реализуют его. Наши энергетики, работающие в Афганистане, считают, что если бы здесь был кардинально решён вопрос с безопасностью, выиграть тендер на реконструкцию ГЭС было бы невозможно. А вот наши люди идут и работают даже в тех условиях, которые существуют в этой стране сегодня.
Вячеслав Некрасов: очень вяло мы здесь работаем, очень вяло. И даже сами афганцы в недоумении, они говорят – вы что, совсем нас забыли? И я повторюсь – речь идёт здесь о взаимовыгодном сотрудничестве. Мы должны быть здесь, влиять на экономику, и в какой-то степени даже определять события, но конечно не только в свою пользу, но во взаимных афгано-российских интересах. Это моё твёрдое убеждение.
По итогам международного тендера в 2006 году между Технопромэкспортом и Министерством энергетики и водных ресурсов Афганистана был подписан контракт о модернизации Гидроэлектростанции Наглу. Стоимость контракта составила 32 миллиона долларов США. Согласно условиям этого контракта в обязанности Технопромэкспорта входит поставка, монтаж и наладка основного и вспомогательного оборудования Гидроэлектростанции и замена старых деталей, выработавших свой ресурс.
Анатолий Костецкий (руководитель дирекции по реконструкции ГЭС Наглу): Контракт предусматривает замену частичную оборудования гидроагрегатов. Это лишь частичная замена – новое колесо турбины ставится, новый статор, ротор реконструируем, и всё оборудование турбины также реконструируем. Помимо этого, мы меняем всю систему управления агрегатов. Она будет более современная, вся на автоматике, электронике. Немножко сложная эта система, допустим, даже в России не все станции оборудованы подобной системой управления. Помимо всего этого, реконструируется также и система водоснабжения агрегатов, воздухоснабжения агрегатов, маслоснабжения, т.е. полностью все эти системы будут реконструированы.
ГЭС Наглу расположена у слияния рек Кабул и Панджшер, её мощность 94 Мегаватта, первые три агрегата были запущены в эксплуатацию уже в 1967 году, четвёртый – в 1973 году, высота плотины – 110 метров, она является крупнейшей в стране. Реконструкция ГЭС в условиях Афганистана связана с определёнными трудностями: оборудование поставляется, а вот производить необходимые работы на месте получается не всегда.
Анатолий Костецкий: мы, допустим, крышу турбины и подпятник, зеркало подпятника мы реконструируем так – возим с Наглу сюда в Кабул на подстанцию. И там есть карусельный станок, вот на этом станке мы проводим реконструкцию, но станки все эти 50-тых годов выпуска, поэтому износ их очень велик. Они не дают той точности, которая нам необходима. Поэтому наши специалисты, находясь здесь – в Кабуле – и работая на этих станках, сами очень часто их ремонтируют. Восстанавливают эту технику, чтобы получить определённую точность работы.
На самой станции, допустим, станочный парк очень ограничен, и мы там вытачиваем только мелкие детали. Вот вал турбины, который весит около 3 тонн, мы привозим на ГЭС Суруби – там станок позволяет делать реконструкцию этого вала. Вообще все крупные детали мы возим в Кабул. Т.е. у нас имеется такая вот сложность. Других станков ближе или где-то в других районах мы не нашли, и местные афганцы нам даже не могут дать данные о наличии этих станков.
Николай Храпко (старший инженер ГЭС Наглу): значимость Гидроэнергетического объекта для всего Афганистана очень весомая. Это один из самых крупных гидроэнергетических объектов, который выдаёт электроэнергию вот буквально для всего Кабула и для Афганистана в целом. Практически, страна испытывает огромный недостаток в электроэнергии, Афганистан вынужден закупать много электричества за рубежом, в частности, в Узбекистане. Но, чем больше будут работать Гидроэлектростанции каскада ГЭС Саруби, тем меньше придётся её закупать. Потому что кроме ГЭС Наглу, имеется ещё и ГЭС Саруби и ниже по течению ГЭС Махипар – вот здесь по дороге с Кабула сюда к нам. Поэтому недодача каждого киловатта выходит стране в копейку, потому что они покупают электроэнергию за рубежом, оплачивая её валютой.
На реконструкции ГЭС работает постоянно свыше 40 российских специалистов, к которым периодически приезжают ещё дополнительные бригады для выполнения какого-либо объёма работ. Вместе с россиянами работают здесь и более 70-ти афганцев. Местных пенсионеров-энергетиков по просьбе с нашей стороны не отправляют на отдых, а продлевают с ними контракт, поскольку их квалификация выше, чем у молодых. Наши специалисты реконструируют ГЭС, находясь под постоянной охраной. Армия, полиция и частные охранники защищают безопасность наших граждан. Передвижение по Афганистану только на 2-ух машинах и также в сопровождении вооружённой охраны – в стране всё ещё идёт война.
Николай Храпко: местное население доброжелательно относится к российским специалистам, но они в лице россиянина видят и таджика и украинца и белоруса, для них как бы «Шурави» остались «Шурави». И на самом деле довольно таки хорошо относятся, вот мы, например, часто приезжаем в Кабул… потому что, то население, которое работает с нами, они уже к нам привыкли, притёрлись и много там местных рабочих-специалистов ещё из тех, которые работали чуть не со времён строительства самой станции. Они уже с седыми бородами, по-русски понимают, говорят… и к нам очень хорошо относятся, вот. А вот когда приезжаем в Кабул, вот даже ходим по магазинам, т.к. приходится делать много закупок всевозможных, они даже так радостно говорят – о, зашёл Шурави. Мы вас любим, говорят, уважаем, американцы – плохо, русские – хорошо.
Афганистан вот уже несколько десятилетий раздираем этническими конфликтами, вторжением иностранных государств, терактами, но его население мечтает о мирной жизни и для этого им необходимы все условия современной цивилизации. Электроэнергия в этом списке занимает одно из главенствующих мест.
Вячеслав Некрасов: Через Афганистан в своё время прошло порядка 600 тысяч человек, а с членами семей это получается весьма значительная часть населения. Большинство из них испытывает потребность вернуться сюда, посмотреть, что здесь происходит. Я не слышал какого-то жёсткого, негативного отношения к Афганистану со стороны этих людей. Напротив, все они относятся к афганцам с уважением, и эти люди готовы сюда приехать, они, например, некоторые стали крупными руководителями, менеджерами, бизнесменами (уже говоря современным языком) и т.д. Они готовы рисковать своим капиталом с тем, чтобы здесь что-то развивать. Ну, если будет государственная гарантия от правительства России, я думаю они сделают это охотно и довольно быстро. На самом деле это даже потребность встречная двух сторон.
Сегодня афганское руководство вслед за своим населением поворачивается в сторону России, видя в ней партнёра, который сможет предотвратить разрушение остатков афганской экономики. Для этого, конечно, необходима стабильность в государстве, а это значит, что необходимо вступать в диалог с вооружённой оппозицией. Для восстановления собственного хозяйства необходима сильная энергетика, и Россия снова могла бы поучаствовать в этом, только вот на каких условиях, а вот реальные предпосылки для этого есть. Дело лишь за политическим решением.
Ещё одна встреча с Родиной в Афганистане произошла в воздухе – участники экспедиции «Талибан тур», находясь в Кабуле, увидели в небе над головой родные вертолёты Казанского авиазавода. Пентагон не скупится на покупку российских вертолётов Ми-17 – это современный аналог легендарного Ми-8. Простой, надёжный и практически незаменимый в условиях новой афганской войны. Их закупают десятками, перекрашивают камуфлированную раскраску в НАТО-вскую и нещадно эксплуатируют по всей территории Исламской Республики. Машины выдерживают колоссальные нагрузки, и, как правило, не дают сбоев даже там, где летать просто невозможно.
Игорь Медведев (авиаинженер): Вот сейчас за полосой здесь в Кабуле, американцы купили очередную партию вертолётов Ми-17 Казанского вертолётного завода. Это ведь что-то да значит? Очередную партию. Я разговаривал с американцем, который летает здесь на афганских бортах, на Ми-24 (на «Крокодиле» как его ещё раньше называли) и он говорит, что вот такой вот классный вертолёт!
Гражданская российская авиакомпания трудится в этой стране по контракту. Как бы парадоксально это не звучало, но россияне оказались востребованы в перевозке так называемых мирных грузов. Причём не в самые спокойные районы с утра до вечера. Практически ежедневно наши операторы перевозят гуманитарную и продовольственную помощь, медикаменты, НАТО-вцы прекрасно осведомлены о нашем менталитете и о нашей ответственности. Скажут, например, американскому лётчику о возможной засаде – он откажется, попросту рисковать не станет, останется на аэродроме. Россияне получают задачу и ведут свою машину на взлёт – без оружия, боеприпасов, с одной лишь надеждой на себя, вертолёт и на удачу, под обстрелы они попадали не один раз.
Юрий Кузнецов (пилот вертолёта Ми-8 г. Краснодар): Отношение к русским оно радикально поменялось. Если в 87 – 88 годах там мы без автоматов не выходили в город, то сейчас в принципе ну Русских-Шурави никто не трогает. Ни разу не было за всё это время, чтобы русского обидели где-то там, или не дай бог зарезали. Ну, говорят лишь, что жалко, что вы ушли, возвращайтесь. Конечно, Восток – дело тонкое, мы понимаем, что это всё гостеприимство там, всё такое, но тем не менее довольно искренне люди говорят это, даже те, которые воевали с нами. Зла не держат, говорят, что воевали хорошо, правильно, как настоящие воины.
То, что делают российские пилоты и энергетики сегодня в Афганистане – вызывает восхищение. Их работа опасна, но возможно это как раз тот первый шаг к сближению наших государств, на возрождение былой российско-афганской дружбы.
Над программой работали: Валерий Вощевоз, Ольга Павлова, Андрей Анохин, Инга Волкова, Ваид Надим, Александр Карман.