Разработка тяжелого военно-транспортного самолета началась в 1974 году, сразу после окончания серийного выпуска самолетов Ан-22. Первоначально создавался самолет класса американского C-5 "Galaxy", но в 1977 году проект изменили, и он получил название "Ан-400". Первый прототип стратегического военно-транспортного самолета поднялся в воздух 28 декабря 1982 года, командиром экипажа в этом полете был летчик Владимир Терский. Еще до первого полета второго прототипа, самолет получил собственное имя "Руслан". В 1985г "Руслан" демонстрировался на Парижском авиационно-космическом салоне, тогда на Западе стало известно правильное обозначение самолета: Ан-124.
Военное назначение Ан-124
Техническое задание на проектирование тяжелого транспортного самолета составлялось на основе требований, выработанных военно-транспортной авиацией (ВТА). В число этих требований входили: опускаемая задняя фюзеляжная рампа, поднимаемая носовая часть фюзеляжа, титановый пол грузовой кабины; размеры кабины выбирались учетом "типовой" нагрузки военного значения, а шасси проектировались из расчета возможности взлета и посадки с грунтовых аэродромов. Военные оговорили ресурс - не менее 8000 полетов с максимальной загрузкой без потери прочности.
На самолете установлено четыре двухконтурных турбореактивных двигателя с устройствами реверса Д-18Т. "Руслан" отличает чистота аэродинамических форм, с этой точки зрения самолет конструкции ОКБ им. О.К.Антонова превосходит американскую машину аналогичного класса С-5 и почти не уступает перспективным проектам тяжелых военно-транспортных самолетов фирм "Boeing" и "Douglas". Крыло "Руслана" имеет сверхкритический профиль, по размаху оно на 5,5м больше крыла самолета С-5А и создает большую подъемную силу. Крыло оборудовано развитой механизацией, включая отделяемые предкрылки, трехсекционные закрылки и элероны.
Внутри крыла оборудовано десять топливных баков суммарной емкостью 230 004 кг керосина. В качестве основной системы по всем каналам используется электродистанциооная система управления, резервеая-гидравлическая. В конструкции планера широко использованы композитные материалы на основе углерода и стекловолокна. В конструкции гондол и пиллонов двигателей использован титан.
Транспортные возможности "Руслана"
Высота грузовой кабины самолета, которая занимает почти весь фюзеляж, составляет 4,40 м, ширина-6,40 м, длинна- 36 м. Размеры грузовой кабины выбирались с учетом возможности перевозки пусковой установки подвижного ракетного комплекса средней дальности "Пионер" (западное оборудование SS-20 "Saber"). Загрузка и выгрузка осуществляется через опускаемую заднюю рампу или спереди после поднятия носовой части также имеется опускаемая рампа. Грузовая кабина оборудована двумя кранами грузоподъемностью по 3000 кг каждая и двумя лебедками с тяговым усилием по 10 000 кг, что дает возможность выполнять погрузочно-разгрузочные работы автономно.